Рейтинг@Mail.ru
Спасибо, товар добавлен в корзину!
Запчасти Cummins от компании Камспартс Пн-Пт 9:00-18:00

Суббота 9:00-18:00

Воскресенье выходной

Производство и оптовая продажа автозапчастей, Магазин автозапчастей и автотоваров, Интернет-магазин, Сельскохозяйственная техника
info@camsparts.ru
+7 (3452) 61-57-72 +7 (3452) 61-57-66
г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, дом 218, строение 1

Течет масло из маслоохладителя Cummins: устанавливаем причину и исправляем

Знакомая ситуация: заглядываешь под капот, а там… что-то блестит и пахнет маслом. Первым делом взгляд падает на теплообменник, он же маслоохладитель, и ты понимаешь, что он «заплакал». На первый взгляд, это кажется простой проблемой, которую можно решить заменой прокладки, и многие так и поступают. Но практика показывает, что часто это лишь верхушка айсберга. Утечка масла из маслоохладителя Cummins – это сигнал о возможных более глубоких проблемах в системе смазки или охлаждения.

 

Как это работает и почему это важно

Маслоохладитель в двигателе Cummins, например, серии B или ISF, выполняет одну из важнейших функций – поддержание оптимальной температуры моторного масла. В процессе работы двигатель выделяет огромное количество тепла, и масло, циркулируя по системе, нагревается. Если оно становится слишком горячим, его вязкость падает, и оно теряет свои смазочные свойства.

В итоге, нарушается гидродинамическая пленка, которая предотвращает соприкосновение и трение металлических поверхностей, что приводит к повышенному износу деталей, вплоть до задиров цилиндров или проворачивания вкладышей.  

Сам маслоохладитель – это классический теплообменный аппарат. Принцип его работы основан на простом теплообмене: тепло от более нагретого тела (моторного масла) передается менее нагретому (охлаждающей жидкости или антифризу).

Масляный насос прокачивает масло через систему, и если оно холодное, то поступает напрямую к фильтру. Когда же масло достигает определенной температуры, термостат открывает перепускной клапан, и оно направляется в маслоохладитель для охлаждения, а уже оттуда – в главную масляную магистраль.  

Если маслоохладитель неисправен, нарушается теплообмен, и масло перегревается, что влечет за собой целый каскад проблем. Поэтому утечка масла, которую вы заметили, может быть двух типов: внешней или внутренней. Внешняя течь, как правило, вызвана повреждением прокладки и ведет к расходу масла. Внутренняя же утечка, когда масло смешивается с антифризом, представляет куда большую опасность и может привести к капитальному ремонту двигателя.

 

Признаки беды – симптомы, которые нельзя игнорировать

Симптомы, по которым можно заподозрить неисправность маслоохладителя, делятся на две категории в зависимости от типа утечки.

Симптомы внешней утечки:

Симптомы внутренней утечки (самые опасные):

Следующая таблица поможет вам быстро сориентироваться, насколько серьезна проблема:

Симптом

Возможное место неисправности

Степень опасности

Видимые потеки масла

Прокладка маслоохладителя, сальник коленвалапрокладка клапанной крышки

Низкая-Средняя

Эмульсия в расширительном бачке

Внутренняя течь маслоохладителя, пробитая прокладка ГБЦ

Высокая

Падение давления масла

Неисправный маслонасос, внутренняя течь маслоохладителя

Высокая

Высокое давление картерных газов

Засорение сапуна, износ цилиндро-поршневой группы

Высокая

 

Диагностика шаг за шагом

Когда вы обнаружили признаки утечки, важно не спешить с выводами, а провести тщательную диагностику. Просто поменять прокладку без устранения истинной причины – это прямой путь к повторной течи.

1. Подготовка. Первым делом тщательно очистите двигатель от старой грязи и масляных потеков с помощью пароочистителя или воды под высоким давлением. Это очень важный шаг, позволяющий точно обнаружить место свежей утечки. После этого прогрейте двигатель до рабочей температуры (около 82°C), а при необходимости дайте поработать под нагрузкой, чтобы создать рабочее давление и условия для проявления течи.  

2. Визуальный осмотр. После прогрева внимательно осмотрите все потенциальные места протечек: прокладку маслоохладителя, передний и задний сальники коленвала, прокладки клапанной крышки и поддона. Настоящий «детектив» должен обращать внимание не только на наличие течи, но и на ее характер: где она возникает, как быстро проявляется. Это помогает локализовать источник, даже если он находится в труднодоступном месте.  

3. Профессиональный метод (УФ-краситель). Если визуальный осмотр не дает однозначного ответа, на помощь приходит профессиональный метод. Добавьте в моторное масло специальный флуоресцентный краситель, который светится в ультрафиолете. После того как двигатель поработает, место даже самой маленькой микротрещины будет видно в свете УФ-лампы. Cummins предлагает свой краситель под номером 5573437 (замена 3376891), но аналоги доступны и от других производителей.  

4. Диагностика первопричин. Если вы заменили прокладку, а течь появилась снова, причина, скорее всего, не в прокладке. Она стала лишь «слабым звеном», не выдержавшим повышенного давления. Одной из самых распространенных причин является избыточное давление картерных газов, которое выдавливает масло через любые уплотнения. Такое давление возникает из-за износа цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) или, что чаще, из-за засорения сапуна (системы вентиляции картерных газов).

Забитый сапун – это частая «болячка» для многих двигателей. Поэтому, если течи повторяются, обязательно проверьте его. Просто заменив прокладку и не устранив первопричину, вы будете ремонтировать двигатель по кругу.

 

Пошаговый ремонт и замена маслоохладителя

Когда причина найдена, можно приступать к ремонту. Убедитесь, что у вас есть все необходимое.

Что понадобится:

Пошаговая инструкция:

  1. Подготовка. Убедитесь, что двигатель остыл. Слейте масло и охлаждающую жидкость, чтобы избежать загрязнения и ожогов.  
  2. Демонтаж. Отсоедините навесное оборудование, если оно мешает доступу. Аккуратно открутите болты крепления и снимите теплообменник.  
  3. Очистка. Тщательно очистите поверхности блока двигателя и самого теплообменника от остатков старого уплотнителя и грязи. Убедитесь, что поверхности идеально чистые и не имеют задиров. Если пластины теплообменника сильно забиты или повреждены коррозией, лучше заменить весь узел.  
  4. Установка. Установите новую прокладку, убедившись, что она ровно легла. Аккуратно поставьте теплообменник на место, не смещая прокладку.

Затяжка болтов

Это самый ответственный этап. Слишком слабая затяжка приведет к повторной течи. Слишком сильная – к деформации корпуса теплообменника или, что еще хуже, к срыву резьбы в алюминиевом блоке. Здесь возникает важный вопрос, так как данные в разных источниках могут отличаться.

Момент затяжки

Источник данных

Пояснение / Экспертный комментарий

7.5 Nm [66 in-lb]

prof-shop.com.ua,

Типичное значение для болтов M6. Наиболее вероятное, так как обеспечивает необходимую герметичность без риска повреждения резьбы.

25−30 Nm [18-22 ft-lb]

autocummins.ru,

Нехарактерно высокое значение для болтов такого размера. Может привести к срыву резьбы или деформации корпуса. Используйте с осторожностью и только после сверки с официальным сервисным мануалом.

На основе физического анализа и опыта работы с двигателями Cummins, значение 7.5 N⋅m выглядит более правдоподобным для болтов M6, крепящих теплообменник к корпусу. Затяжка с усилием 25−30 N⋅m практически гарантированно приведет к повреждению резьбы в алюминиевом блоке. Всегда используйте динамометрический ключ и не спешите. Затягивайте болты в несколько этапов, чтобы избежать перекоса.  

Завершение ремонта. После затяжки болтов подсоедините все шланги и навесное оборудование. Залейте новый антифриз и свежее моторное масло. Запустите двигатель и проверьте давление, а также отсутствие утечек в районе теплообменника. В течение первых 100–200 км после ремонта рекомендуется избегать высоких нагрузок на двигатель.  

 

Что делать, чтобы это не повторилось

Правильный ремонт – это половина успеха. Вторая половина – правильная профилактика. Чтобы утечки не повторялись, важно использовать только качественные жидкости.

Антифриз. Использование некачественных жидкостей, например, «Тосола» вместо рекомендованных, может привести к коррозии и выходу из строя системы охлаждения, что в итоге может повредить и маслоохладитель. Производитель Cummins рекомендует использовать жидкости, соответствующие стандарту CES 14603, которые основаны на органических ингибиторах коррозии (OAT). Они не содержат силикатов и выдерживают высокие температуры (до 130°C).  

Рекомендованные охлаждающие жидкости для двигателей Cummins

Марка антифриза

Соответствие стандарту

Особенности

Fleetguard ES Compleat OAT

CES 14603

Без содержания силикатов, продленный ресурс

Shell Rotella ELC

CES 14603

Содержит органические ингибиторы коррозии

Mobil Delvac Extended Life

CES 14603

Устойчив к кавитации, защита алюминия и меди

CAT ELC (Extended Life Coolant)

CES 14603

Увеличенный интервал замены, совместимость с алюминием

Масло. Выбирайте моторное масло, соответствующее типу и спецификациям двигателя Cummins. Неподходящее или низкокачественное масло может способствовать образованию отложений, износу деталей и, как следствие, создавать условия для неисправностей в системе смазки.  

Регулярная диагностика, контроль уровня и качества жидкостей, а также своевременное обслуживание, в том числе системы вентиляции картерных газов, – залог того, что двигатель Cummins будет служить вам верой и правдой долгие годы. Помните: настоящий специалист не просто меняет запчасти, а понимает, как работает вся система, и устраняет первопричину. Именно такой подход обеспечивает надежность и долговечность вашего двигателя.

Чем примечателен каталог магазина?

Все для ремонта двигателя

В наличии комплектующие для всех моторов Cummins, Caterpillar, Perkins. Представлены оригинальные и аналоговые запчасти. Подобрать необходимую деталь не составит труда.

Огромное количество фильтров

Предлагаются воздушные, топливные и масляные фильтры брендов Cummins, Fleetguard, Donaldson, Baldwin, Sakura. Изделия обладают прекрасной адсорбцией.

Качественные масла

В продаже оригинальные моторные масла компании Valvoline, дочернего подразделения Cummins Inc.

Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и использования файлом куки.